25 июля 2018 г. в Национальном пресс-центре Республики Беларусь в канун профессионального праздника – Дня работников торговли – состоялась пресс-конференция на тему: «Об итогах работы торговой отрасли Беларуси за первое полугодие 2018 г.»
В мероприятии приняли участие: Первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Артур Карпович, начальник управления организации торговли и общественного питания Виолетта Брезовская, начальник аналитического управления Павел Филиппов, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Ирина Барышникова, начальник юридического управления Татьяна Парейко.
Отмечено, что торговая отрасль стабильно занимает 2 место среди отраслей экономики по вкладу в ВВП страны после обрабатывающей промышленности. Доля торговли в ВВП страны - 9,7%.
Численность занятых в торговле (по секции G) составляет 14,5% от всего экономически активного населения республики. По сравнению с 2010 г. она выросла на 38%.
Розничный товарооборот в 1-м полугодии 2018 г. составил 21 млрд. рублей, или 109,9% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. При этом по организациям без ведомственной подчиненности (77,2% товарооборота республики) - 114,7% в сопоставимых ценах.
Товарооборот общественного питания в 1-м полугодии 2018 г составил 1,2 млрд. рублей, или 113,2% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года.
Оптовый товарооборот – 44,4 млрд. рублей, или 106,8% сопоставимых ценах.
Основными факторами роста розничного товарооборота явились:
В 1-м полугодии 2018 г. опережающими темпами росли продажи непродовольственных товаров – 113,7% в сопоставимых ценах. Продажи продовольственных товаров возросли на 6,4% в сопоставимых ценах.
Удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли составил 63,3%. По продовольствию доля белорусских товаров достигла 79,5%.
Справочно: в январе-июне 2018 г. удельный вес продажи товаров отечественного производства по мясу и мясным продуктам составил 99,8 %, свежим овощам – 70,4 %, сырам – 94,8 %, маслу сливочному – 99,7 %, яйцам – 100 %, детскому питанию – 69,8 %, муке – 85,9 %, макаронным изделиям – 65,0 %, водке – 97,3 %, пиву – 82,2 %, минеральной воде – 87,0 %.
В первом полугодии развивалась торговая инфраструктура: по данным Торгового реестра, количество розничных торговых объектов в республике увеличилось на 5%, а их торговая площадь превысила 6,3 млн. кв. м.
Обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 человек в целом по республике по состоянию на 1 июля 2018 г. составила порядка 740 кв.м (по состоянию на 1 января 2018г. этот показатель составлял 711кв.м)
Положительная динамика наблюдалась также в сфере общественного питания: за 1-е полугодие количество объектов общественного питания возросло на 4% и составило более 15,3 тыс. объектов на 841,2 тыс. мест
По данным статистики, обеспеченность местами в общедоступных объектах общественного питания на 1 тыс. человек в целом по республике на 1 января 2018 г. составила 41,8 места (на 1 января 2017 г. – 41 место).
При общей позитивной динамике развития торговой отрасли республики одним из важнейших вопросов остается организация торгового обслуживания в малых городах и сельской местности, развитие инфраструктуры.
За последние 5 лет доля розничного товарооборота сельских населенных пунктов в товарообороте республики снизилась на 1,5 процентных пункта. По итогам 2017 г. этот показатель составил 13,2%.
Справочно: в настоящее время торговые объекты, расположенные в сельской местности, представлены следующими форматами: магазины – 49,4% от общего количества розничных торговых объектов, расположенных в сельских населенных пунктах; павильоны – 12,6%; киоски – 5,6%; автомагазины – 5,7%; неизолированные торговые объекты, палатки, передвижные средства разносной торговли – 26,7%.
Общественное питание в сельской местности в основном представлено: столовыми – 49,8% от общего количества объектов общепита, расположенных в сельских населенных пунктах, и мини-кафе – 39,2%.
На решение проблемы развития торговой инфраструктуры в сельской местности и малых городах направлен разработанный по инициативе МАРТ Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее – Указ №345).
На текущий момент его действие распространено на 65 % территории республики: 15 238 сельских населенных пунктов, 66 малых городских поселений и 668 территорий вне населенных пунктов.
В качестве промежуточных результатов действия Указа №345 можно отметить следующие:
В июле текущего года в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли создана рабочая группа по выработке предложений о совершенствовании торгового обслуживания и осуществления общественного питания на территории сельской местности. В нее вошли представители МАРТ, управления торговли и услуг Минского облисполкома, Белкоопсоюза, Ассоциации розничных сетей, бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского.
В целях повышения эффективности действия Указа № 345 рабочей группой выявлены, в том числе, следующие проблемные вопросы:
Возврат к списку