По итогам 2023 года прирост индекса потребительских цен (ИПЦ) сложился ниже целевого уровня (7 – 8 процентов) и составил 5,8 процента (декабрь 2023 г. по отношению к декабрю 2022 г.), базовой инфляции – 3,8 процента, постоянно регулируемых цен (тарифов)[1] – 8,9 процента. За декабрь к ноябрю 2023 г. потребительские цены увеличились на 0,9 процента.
Годовой прирост ИПЦ в Беларуси один из самых низких среди стран-участниц ЕАЭС. В Республике Казахстан прирост ИПЦ за 2023 год составил 9,8 процента, в Российской Федерации – 7,4 процента, в Кыргызской Республике – 7,3 процента, в Республике Армения потребительские цены снизились на 0,6 процента.
В течение 2023 года уровень годовой инфляции не только вернулся к целевой траектории, но и несколько раз переписал исторический минимум (в мае – 3,7 процента, июне – 2,9, июле – 2,7, августе – 2,3, сентябре – 2 процента).
В IV квартале ускорение годовой инфляции обусловлено «уходом» из расчета низкой базы предыдущего года, в частности – дефляции на 2,1 процента, зафиксированной в октябре – ноябре 2022 г. (чему способствовало выстраивание новой системы регулирования цен в стране), усилением инфляционных процессов в России, ослаблением белорусского рубля к корзине валют, а также увеличением потребительской активности в Беларуси на фоне расширения внутреннего спроса.
В России в декабре 2023 г. прирост ИПЦ составил 7,4 процента в годовом выражении против 6 процентов в сентябре 2023 г.
За 2023 год белорусский рубль ослаб к корзине основных валют порядка 1,7 процента[2] (в т.ч. за IV квартал – на 1,4 процента), в т.ч. к доллару США – на 24 процента, китайскому юаню – на 21,4 процента. По отношению к российскому рублю отечественный рубль укрепился порядка 10,5 процента за год (при этом в декабре к сентябрю 2023 г. – ослаб порядка 3,7 процента), что позволило несколько нивелировать инфляционное давление на внутренний рынок Беларуси от импорта российских товаров по более высоким ценам, сформировавшимся на фоне ускорения инфляционных процессов в данной стране.
За январь – декабрь 2023 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года реальная заработная плата увеличилась на 11 процентов, розничный товарооборот – на 8,5 процента.
Средняя процентная ставка по новым кредитам, предоставленным физическим лицам[3], уменьшилась с 12,95 процента годовых в среднем за 2022 год до 10,48 процента годовых в 2023 году.
Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
При этом более низкой годовой инфляции по сравнению с целевым параметром способствовало регулирование цен на большинство потребительских товаров в рамках постановления Правительства № 713, снижение цен производителей сельскохозяйственной продукции на фоне замедления роста затрат, а также снижение мировых цен на сырьевые и продовольственные товары.
За 2023 год:
1) цены производителей сельскохозяйственной продукции снизились на 5,4 процента за счет отрасли животноводства, в которой цены сократились на 7,2 процента;
2) мировые цены на продовольствие снизились на 11,6 процента[4], в т.ч. на мясо – на 3,5, молоко – на 17,4, злаки – на 18, масло – на 16,8; цены на чай снизились от 5,8 процента до 9,2 процента[5], рапсовое масло – на 19,8 процента, подсолнечное масло – на 23,5, кукурузу – на 31,7, хлопок – на 10,3, удобрения – от 9,8 процента до 49,2 процента.
Большинство товаров и услуг за прошедшие двенадцать месяцев увеличились в цене умеренными темпами. Больше уровня годовой инфляции подорожали позиции, цены (тарифы) на которые подвержены курсовым колебаниям (например, фрукты – на 19,7 процента, международный ж/д транспорт – на 27,7, воздушный – на 15,6, туристические услуги – на 25,3 и пр.), овощи (на 27,1 процента), отечественные товары мясомолочной группы, а также товары (услуги) в сфере постоянно регулируемого ценообразования[6].
Среди постоянно регулируемых цен (тарифов) опережающими темпами повышены цены на табачные изделия – на 63,3 процента и крепкие алкогольные напитки – на 16,5 процента (из-за изменения ставок акцизов из-за необходимости их гармонизации с Россией), на лекарственные препараты – на 13,4 процента (на фоне курсовых колебаний), стоимость дошкольных учреждений – на 11,1 процента, тарифы на жилищно-коммунальные услуги – на 8,7 процента, пассажирские ж/д перевозки регионального сообщения эконом-класса – на 20,8 процента, межрегионального сообщения – на 19,6 процента, высшего образования – на 14 процентов.
В декабре по отношению к ноябрю отмечается:
1) удорожание товаров сегмента плодоовощной продукции на 9,6 процента
В России отмечается схожая тенденция: цены в данном сегменте увеличились на 6,1 процента за декабрь к ноябрю 2023 г.
Помидоры в Беларуси подорожали на 17,3 процента за месяц (в России – на 5,5 процента), огурцы – на 28,9 (в России – на 40,4), овощи «борщевого набора» – от 11,1 процента (свёкла) до 22,6 процента (капуста), бананы – на 3,5 (в России – на 1,3), яблоки – на 8,1 процента (в России – на 3,1), плоды цитрусовые – на 6,9 процента.
За последние пять лет (с 2018 по 2022 гг.) цены на плодоовощную продукцию в декабре в среднем увеличивались на 8,4 процента за месяц (минимально на 6 процентов в 2019 году, максимально – на 11,2 процента в 2020 году);
2) увеличение цен на товары мясомолочной группы, кондитерские изделия (на 0,7 процента).
Прирост цен на мясо и мясопродукты, а также молоко и молочные продукты составил по 0,6 процента на обе позиции.
В сфере постоянно регулируемого ценообразования[7] в декабре по отношению к предыдущему месяцу повышены цены (тарифы) на табачные изделия – на 0,3 процента (с 1 октября ставки акцизов на сигареты I ценовой группы повышены на 21 процент, II ценовой группы – на 11,9 процента), водку на 0,1 процента, лекарственные препараты – на 1,2 процента (преимущественно из-за курсовых колебаний), услуги высшего образования – на 6,5 процента (ввиду необходимости повышения оплаты труда работникам учреждений образования).
Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Текущие меры ценового регулирования и экономического воздействия на цены.
1) Действует система регулирования цен на товары практически всей потребительской корзины – как отечественные, так и импортные (постановление Правительства от 19 октября 2022 г. № 713).
Системой предусматривается:
для производителей – необходимость согласования отпускных цен с госорганами (организациями), облисполкомами и Минским горисполкомом;
для импортеров и торговли – установление предельных максимальных надбавок вне зависимости от количества участвующих посредников;
ограничение бартерных сделок (такие операции подлежат согласованию с государственными органами);
порядок по выплате бонусов и иных вознаграждений по продвижению товаров в торговле при поставке товаров вне зависимости от страны происхождения.
С разъяснениями о применении данного постановления, а также комментариями по вопросам его применения в формате «вопрос-ответ» можно ознакомиться на сайте МАРТ по ссылке: http://www.mart.gov.by/activity/tsenovaya-politika/primenenie-postanovleniya-soveta-ministrov-respubliki-belarus-ot-19-oktyabrya-2022-g-713-o-sisteme-r/.
2) На I квартал 2024 г. продлена возможность получения социальной скидки на определенные группы социально значимых товаров пенсионерам, инвалидам, родителям (законным представителям), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, многодетным семьям, малообеспеченным слоям населения в соответствии с законодательством.
Контрольная деятельность. За 2023 год МАРТ в сфере контроля за ценообразованием:
o установлено 795 фактов несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования;
o направлено 182 предписания об устранении нарушений;
o меры административной ответственности и профилактического характера применены в отношении 417 виновных лиц;
o штрафные санкции по рассмотренным административным делам составили 905 тыс. рублей (в том числе по материалам прошлых лет).
[1] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713
[2] оценка на основании данных Национального банка Республики Беларусь
[3] по данным Национального банка Республики Беларусь; за исключением кредитов, предоставленных на льготных условиях по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, за счет средств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.
[4] оценка на основании данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО)
[5] оценка на основании данных Всемирного банка
[6] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713
[7] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713
Возврат к списку