В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон), если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. В случае приобретения такого товара сведения о наличии недостатка (недостатков) должны быть указаны в документе, подтверждающем факт приобретения товара.
Документ, подтверждающий факт приобретения товара, - это кассовый чек, иной платежный документ в соответствии с законодательством, квитанция к приходному кассовому ордеру, товарный чек, документ (карт-чек, чек и др.), подтверждающий совершение платежа посредством банковских платежных карточек, электронных денег, систем дистанционного банковского обслуживания, автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства, иной документ, подтверждающий оплату товара в соответствии с законодательством, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании продавца, наименовании, цене товара (статья 1 Закона).
В соответствии с частью 3 пункта 10 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Правила продажи), если приобретаемые покупателями товары были в употреблении, имеют недостаток (недостатки) или в них устранялся недостаток (недостатки), покупателям должна быть предоставлена информация об этом. В случае приобретения таких товаров указанные сведения должны быть отражены в товарном чеке.
Таким образом, сведения о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, должны доводиться продавцом до сведения потребителей в одном (товарный чек) и/или нескольких документах.
Справочно:
Пунктами 77-79 Правил продажи определено, что бывшие в употреблении непродовольственные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат; при передаче бывших в употреблении технически сложных товаров бытового назначения покупателю одновременно с товаром передаются (при наличии у продавца) соответствующие документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации), а также гарантийные талоны на товары, подтверждающие право покупателей на использование оставшегося гарантийного срока.
Пунктом 77 Правил продажи определено, что покупатели, которым проданы бывшие в употреблении непродовольственные товары ненадлежащего качества, если их недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные статьей 20 Закона, т.е. потребитель вправе потребовать:
замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены товара;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов по устранению недостатков товара.
Кроме того, потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона.
При расторжении договора и (или) возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы потребителю возмещаются уплаченная за товар денежная сумма, а также разница между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, - на момент вынесения судом решения (пункт 4 статьи 27 Закона).
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара необходимую и достоверную информацию о товаре, потребитель вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, - в разумный срок потребовать от продавца (поставщика) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы либо от изготовителя (поставщика) возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения других убытков.
Таким образом, в случае непредоставления потребителю необходимой и достоверной информации о приобретенном товаре, потребитель имеет право предъявить претензию продавцу:
в случае недоведения достоверной информации о товаре (например, о том, что товар был в эксплуатации или в товаре устранялся недостаток) на основании пункта 1 статьи 16 Закона;
в случае недоведения достоверной информации о товаре в части наличия в нем недостатка(ов) (например, в товаре имеется дефект, о котором продавец не уведомил потребителя в товаросопроводительных документах) на основании статьи 20 Закона.