×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

Потребителем в интернет-магазине приобретён товар, гарантийный талон на который после покупки был утерян. Вместе с тем у потребителя имеется документ, подтверждающий факт приобретения товара (кассовый чек) и упаковка товара (коробка). Вправе ли потребитель обратиться к продавцу для получения гарантийного талона?

Ответ:

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов товаров, в том числе технически сложных товаров бытового назначения, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утверждёнными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее – Правила).

В соответствии с частью первой пункта 26 Правил продавец обязан передать покупателю товары надлежащего качества в потребительской упаковке, за исключением товаров, которые по своему характеру не требуют упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности с относящимися к товарам документами и принадлежностями.

Согласно пункту 64 Правил при передаче технически сложных товаров бытового назначения в присутствии покупателя должна быть произведена проверка качества и комплектности, наличия установленных изготовителем принадлежностей и документов (инструкция по эксплуатации, технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием наименования продавца, даты и места продажи, а также других реквизитов, предназначенных для заполнения продавцом), которые передаются покупателю одновременно с товарами.

Из приведенных норм следует, что изготовитель устанавливает наличие товаросопроводительных документов (наличие инструкции по эксплуатации, технического паспорта, гарантийного талона и др.), а продавец обязан их заполнить и передать одновременно с товаром потребителю. Приведенной нормой на продавца возложена обязанность по заполнению и передаче всех товаросопроводительных документов, определенных изготовителем.

Принимая во внимание информацию, о том, что у потребителя имеется кассовый чек, упаковка товара (коробка), т.е. имеется документальное подтверждение покупки у конкретного продавца, даты приобретения товара, потребителю следует обратиться с заявлением (обращением) к продавцу. При этом рекомендуем потребителю направить такое заявление (обращение) с уведомлением по почте по адресу, указанному продавцом на главной странице интернет-магазина. К заявлению (обращению) рекомендуем приложить копию кассового чека подтверждающего приобретение товара у продавца и содержащего дату приобретения, т.е. информацию, необходимую для заполнения продавцом нового гарантийного талона.

В случае не разрешения указанного вопроса с продавцом (несогласия с полученным ответом о результатах рассмотрения и/или неполучения ответа на заявление (обращение)), потребитель вправе обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения продавца для принятия мер и обеспечения защиты прав потребителя. В обращении необходимо указать все обстоятельства дела и приложить копии имеющихся документов.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» обращения граждан, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях.

Справочно:

В соответствии с полномочиями местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей, определенных статьей 43 Закона, в целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы помимо прочих полномочий обязаны: рассматривать обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц; организовывать разъяснение законодательства и консультировать население по вопросам защиты прав потребителей.

(Материал подготовлен 10.07.2024).