Новой редакцией Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившей в силу с 3 августа 2018 г., предусмотрены превентивные меры реагирования МАРТ на возможные нарушения антимонопольного законодательства – предостережение и предупреждение.
Это принципиально новый механизм, использование которого позволяет оперативно устранять нарушения антимонопольного законодательства без применения штрафных санкций и длительной процедуры антимонопольного расследования.
Предостережение выдается должностному лицу юридического лица (в том числе государственного органа) с целью недопущения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Основания выдачи предостережения:
публичное заявление должностного лица о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;
иная информация о планируемых таким лицом действиях (бездействии), которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Решение о направлении предостережения принимается руководителем антимонопольного органа в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, когда антимонопольному органу стало известно о наличии оснований.
В предостережении указываются: основание для его направления, а также нормы антимонопольного законодательства, которые могут быть нарушены.
Следует отметить, что выдача предостережения не влечет за собой административной ответственности. Прежде всего, его следует рассматривать как сигнал для недопущения возможного нарушения.
В свою очередь предупреждение выдается уже на стадии рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства. Оно выдается в адрес субъекта хозяйствования. Цель данной меры – оперативное добровольное устранение уже имеющихся ограничений конкуренции на стадии антимонопольного расследования.
Законом предусмотрена выдача предупреждений только для двух видов нарушений:
При рассмотрении дел о такого рода нарушениях антимонопольного законодательства выдача предупреждения является обязательным этапом.
Предупреждение может содержать требования о необходимости:
прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
отмены или изменения правовых актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
устранения причин и (или) условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства;
принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства;
совершения иных действий, направленных на обеспечение и развитие конкуренции.
Предупреждение должно быть в обязательном порядке рассмотрено адресатом, после чего он должен сообщить в МАРТ о выполнении либо невыполнении требований антимонопольного органа.
Если субъект, которому направлено предупреждение, полностью выполнил все требования антимонопольного органа, рассмотрение дела в отношении него прекращается.
Субъект может не исполнять предупреждение, при этом административная ответственность за его неисполнение не предусмотрена. В таком случае субъект должен направить в МАРТ письменное изложение своих доводов о несогласии с выданным предупреждением. Эти доводы в последующем учитываются МАРТ при проведении антимонопольного расследования.
В случае, если антимонопольный орган получает информацию о том, что субъект не выполнил требования, изложенные в предупреждении, продолжается антимонопольное расследование, по итогам которого выносится решение о наличии (отсутствии) нарушения антимонопольного законодательства.
В случае установления факта нарушения:
Справочно: штрафы за злоупотребление доминирующим положением могут составлять до 10% от годовой выручки на рынке товара, где совершено правонарушение, но не менее 500 базовых величин.
Презентация "Порядок применения антимонопольным органом институтов предупреждения и предостережения"